На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Б.С. Измухамбетов, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, доктор технических наук Н.А. Искаков, министр охраны окружающей среды Республики Казахстан А.П. Зрелов, кандидат юридических наук, главный редактор журнала "Налоги и налогообложение", заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина И.В. Буник, юрист Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН






– В своих выступлениях Вы говорили о том, что намерены в корне изменить стиль работы Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан. Что побудило Вас принять такое решение? И что уже сделано Вами в этом направлении, а что Вы планируете на ближайшее время?

– Основной задачей Министерства является улучшение качества окружающей среды и достижение благоприятного уровня экологически устойчивого развития общества.

Фундаментом для решения этой задачи должна стать соответствующая законодательная база. В этом направлении Министерством за последние годы немало сделано, и преемственность действий будет сохранена.

Однако поставленная главой государства большая задача по вхождению Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира заставляет нас пересмотреть приоритеты и искать новые организационные формы и практические меры по достижению этой цели в экологической сфере. Что уже сделано и что мы намечаем?

Министерство вышло на новый уровень диалога с природопользователями – подписание меморандумов о взаимодоверии и сотрудничестве предполагает прозрачность отношений между государственными органами и промышленными предприятиями. В настоящее время подписано 11 таких документов с крупными природопользователями. Кроме собственных мер воздействия, мы прорабатываем вопрос о создании рабочей группы по охране окружающей среды в Совете иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан.

Руководствуясь принципами стратегического планирования, мы составили сетевой график работы Министерства на текущий год, в котором по дням расписаны важнейшие мероприятия и события не только по центральному аппарату, но и всем территориальным подразделениям. Прозрачность, четкий контроль за своевременной и полной реализацией графика позволят не только проследить рост эффективности нашей работы, но и внести коррективы в некоторые инструменты и подходы.

Составлен реестр экологических проблем республиканского и местного уровней. Немаловажным является то, что мы обобщили все депутатские запросы и пожелания, касающиеся экологических проблем. В реестрах отражены наиболее специфические и злободневные вопросы. Например, в Алматы и Усть-Каменогорске – это загрязнение воздуха, в западном регионе — добыча углеводородного сырья. Сейчас разрабатываются специальные региональные программы по их решению, которые лягут в основу будущих бюджетных заявок.

Для развития новых и более качественных отношений между государственными органами и общественностью мы продолжим активное взаимодействие с экологическими НПО, с 15 из которых уже подписаны декларации о взаимном сотрудничестве.

Во всем мире неукоснительно действует принцип: чем больше природопользователь загрязняет окружающую среду, тем больше он должен платить. Однако сегодня у нас этот верный принцип нарушен.

Платежи включаются в тарифы на выпускаемую природопользователем продукцию, и получается, что особых забот это ему не доставляет, так как в результате платит потребитель. Вместе с Агентством по регулированию естественных монополий мы прорабатываем возможность исключения платежей из тарифов и взимания их из чистой прибыли природопользователя. Кстати, это окажет положительное воздействие и на урегулирование инфляционных процессов. Много вопросов остается в разрешительной системе. Мы намерены внедрить такую форму работы с крупными природопользователями, как публичные общественные слушания перед получением разрешений. Люди должны знать, чего добиваются природопользователи, а мы должны знать, как относятся жители регионов к их намерениям.

Говоря о публичности, способствующей прозрачности нашей работы, мы внедряем не практиковавшуюся ранее форму публичных отчетов руководителей наших территориальных подразделений перед населением. Уже первый опыт такого отчета, проведенного в Актобе, показал его необходимость и важность. Действительно, где еще житель может получить ответ на волнующий его вопрос, касающийся экологии, как не на публичной встрече с руководителем территориального управления?

Большое внимание уделяем научным разработкам в области охраны окружающей среды. В этом году мы завершим создание трехтомного национального Экологического атласа Республики Казахстан, два тома которого уже готовы. Для сравнения скажу, что в России подготовлен только первый том из четырех.

Проводятся исследования на военно-испытательных полигонах и космодроме "Байконур", изучаются проблемы взаимосвязи состояния окружающей среды и здоровья населения, в Северном и Восточном Казахстане обследуется радиационная обстановка.

– Главой государства поставлена задача: в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс. Что представляет собой этот документ, каковы основные преследуемые цели и задачи? На какой стадии в настоящее время находится работа над ним?

– Глава государства в Послании народу Казахстана 2006 г., касаясь охраны окружающей среды, обозначил, что к 2010 г. должны быть созданы основные экологические стандарты устойчивого развития общества. Для этого в 2006 г. должен быть принят Экологический кодекс, направленный на гармонизацию нашего экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля.

Необходимость кодификации законодательства в области охраны окружающей среды вызвана следующими основными причинами:

• потребностью в создании системы охраны окружающей среды, соответствующей новым условиям и задачам, стоящим перед Республикой Казахстан;

• актуальностью создания законодательной базы для обеспечения устойчивого развития страны;

• необходимостью сближения со стандартами мирового сообщества в преддверии вступления в ВТО;

• отсутствием систематичности в существующей законодательной и нормативной базе по вопросам охраны окружающей среды;

• наличием законодательных "пробелов" в важнейших вопросах, касающихся охраны окружающей среды.

Всего при разработке проекта Экологического кодекса использовано около 20 рекомендательных и руководящих документов различных международных организаций, 14 международных конвенций, около 30 директив Евросоюза и законов других государств, Модельный кодекс СНГ, утвержденный Межпарламентской ассамблеей СНГ, более 200 нормативных правовых актов казахстанского законодательства.

Проект Экологического кодекса предусматривает внесение существенных изменений в принятую в Казахстане систему охраны окружающей среды.

Среди новшеств нужно выделить в первую очередь следующие: законодательно утверждаются принципы устойчивого развития; экологические разрешения будут выдаваться сроком на 3–5 лет взамен ежегодных; количество выдаваемых видов лицензий сократится с трех до одного; система платежей будет основываться на единых для всех базовых ставках с учетом региональных и отраслевых коэффициентов, при условии сокращения перечня веществ, по которым взимаются эти платежи.

Основным приоритетом деятельности системы государственной экологической экспертизы станет выдача экологических разрешений, в рамках которых должны быть определены все основные требования к природопользователю, включая задачи по технологическому совершенствованию и внедрению наилучших доступных технологий.

Кроме того, экологическое нормирование будет использовать гибкие целевые показатели качества окружающей среды, а также технико-экологические нормативы; вводятся нормы по праву собственности на отходы, а система классификации и нормирования отходов приводится в соответствие с Базельской конвенцией и директивами Евросоюза.

По проекту Экологического кодекса в систему расчета ущерба вводится понятие прямых методов, которым отдается приоритет; вводятся дополнительные меры стимулирования природопользователей для внедрения эффективных природоохранных мероприятий; вводится совершенно новый механизм конкурса природоохранных проектов; повышается роль производственного экологического контроля и обеспечиваются стимулы к его развитию.

По проекту Экологического кодекса были проведены научная, правовая, государственная экологическая экспертизы.

– Каковы основные нарушения, допускаемые природопользо- вателями? Как Министерство борется с нарушителями? Удается ли использовать взимаемые с природопользователей штрафы и платежи на экологические нужды?

– Основными нарушениями, допускаемыми природопользователями при производственной деятельности, являются отклонение от технических решений (проектов) или их несоблюдение, нарушение лицензионно-контрактных условий в части охраны окружающей среды, невыполнение условий природопользования, указанных в заключениях государственной экологической экспертизы, разрешениях на природопользование.

Выявление и принятие мер по нарушениям природоохранного законодательства осуществляются путем контрольно-профилактической работы с природопользователями.

Суть данной работы заключается в комплексном подходе, так как уже на первоначальном этапе производственной деятельности любого предприятия в соответствии со статьей 6 Закона Республики Казахстан "Об экологической экспертизе" при получении или разработке разрешительной, технической, проектной, предпроектной документации данные материалы проходят процедуру обязательной государственной экологической экспертизы. С этого момента начинается контроль со стороны органов охраны окружающей среды за соблюдением природопользователями требований природоохранного законодательства.

Как Комитет природоохранного контроля, являющийся органом государственного контроля в области охраны окружающей среды, так и областные экологические инспекции имеют утвержденные планы инспекционных проверок на текущий год, в соответствии с которыми производятся плановые проверки предприятий.

По истечении отчетного периода рассматриваются выявленные нарушения, производится анализ принятых мер инспекторского реагирования, эффективности работы каждой инспекции и инспекционной службы в целом по Республике.

Взимаемые штрафы, финансовые средства по возмещению ущерба, нанесенного окружающей среде, нормативные платежи за природопользование направляются в областные бюджеты. Не могу не сказать о том, что нас тревожит использование получаемых платежей. В 2004 г. на природоохранные мероприятия израсходован 21 % от поступивших средств, а в 2005 г. – только 15 %. Известны и наиболее отличившиеся "лидеры". В Западно-Казахстанской области за последние три года уровень использования средств снизился с 22 % до 7 % в 2004 г. и 4,4 % в 2005 г., в Южно-Казахстанской области – с 58 % до 11 %, в актюбинской области за три года больше 3 % не достигали.

А ведь в идеале вся сумма поступивших в бюджет по экологическим платежам средств должна направляться на оздоровление окружающей среды.

– Кроме Экологического кодекса, Министерство готовит законопроекты, способствующие вступлению Республики во Всемирную торговую организацию. Расскажите, пожалуйста, о них.

– Помимо проекта Экологического кодекса, разработан законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам технического регулирования", которым вносятся поправки в законы Республики Казахстан "Об охране окружающей среды" и "Об охране атмосферного воздуха".

Необходимость разработки этого законопроекта обусловлена реформированием действующей системы технического регулирования и предстоящим вступлением Казахстана в ВТО, основным требованием которой является осуществление внешнеторговой деятельности в соответствии с международными правилами и положениями.

Следует отметить, что основным разработчиком и координатором указанного законопроекта является Министерство индустрии и торговли. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Правительства Республики Казахстан.

В настоящее время Министерство разрабатывает также проект закона "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях.

С присоединением к данной Конвенции Казахстан возьмет на себя обязательства по уничтожению источников стойких органических загрязнителей (далее – СОЗ) и восстановлению территорий, загрязненных ими. Целью разрабатываемого законопроекта является охрана здоровья человека и окружающей среды от стойких органических загрязнителей.

В результате принятия Закона Республики Казахстан "О присоединении Республики Казахстан к Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях" предполагаются:

• запрещение экспорта, импорта, производства СОЗ-содержащих веществ в Республике Казахстан;

• прекращение использования оборудования, содержащего полихлорированные дифенилы (т.е. трансформаторы, конденсаторы или другие приемники, содержащие жидкие остатки веществ) к 2025 г.;

• принятие мер по уменьшению непреднамеренных выбросов СОЗ;

• приложение усилий для разработки соответствующих стратегий по выявлению участков, зараженных СОЗ.

Ратификация Стокгольмской конвенции позволит Казахстану на законных основаниях приступить к выполнению обязательств по ней. У Казахстана появится доступ к международным финансовым, информационным и технологическим ресурсам, поскольку оказание своевременной технической помощи и передача технологий развивающимся странам и странам с переходной экономикой является важнейшим условием успешного осуществления Конвенции.

В завершение напомню, что сегодня одной из самых серьезных, глобальных проблем является изменение климата на планете. Вопрос о ратификации Киотского протокола Казахстаном рассмотрен на заседании Комиссии по стабилизации качества окружающей среды. Проведены парламентские слушания.

Рекомендации слушаний по поручению Правительства были рассмотрены в шести заинтересованных министерствах, и в настоящее время ведется работа по их реализации. Нами отправлено в Секретариат Рамочной конвенции ООН об изменении климата сообщение о намерении выступить на конференции сторон в Найроби (Кения) с заявлением о позиции Казахстана по Киотскому протоколу.

_____________________________
* Казинформ. Интервью А. Султановой с сокращениями. 25.05.2006. Информация получена на сайте Правительства Республики Казахстан http://www.government.kz/

 

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene