На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Б.С. Измухамбетов, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, доктор технических наук Н.А. Искаков, министр охраны окружающей среды Республики Казахстан А.П. Зрелов, кандидат юридических наук, главный редактор журнала "Налоги и налогообложение", заместитель заведующего кафедрой гражданского процесса и социальных отраслей права РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина И.В. Буник, юрист Совета по изучению производительных сил при Президиуме РАН






Уважаемые читатели журнала!

От имени Министерства энергетики и минераль- ных ресурсов Республики Казахстан разрешите приветствовать коллектив редакции и всех читателей отраслевого журнала в нефтегазовой сфере "Нефть, Газ и Право Казахстана". Отрадно отметить, что журнал публикует интересные материалы и имеет своих постоянных подписчиков в Республике Казахстан, число которых с каждым годом увеличивается.

Нефть – основное богатство и основа экономики Казахстана. Сбываются слова Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, который назвал нефть "не просто важной отраслью отечественной промышленности, но и символом независимого государства, надеждой на лучшее будущее"1. Улучшение благосостояния населения нашей страны из года в год показывает, что эти надежды оправдаются.

1 марта на совместном заседании палат Парламента Республики Казахстан Президент Н.А. Назарбаев обратился с Посланием народу Казахстана. Главной темой Послания, вызвавшей определенный интерес и резонанс мирового сообщества, было вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира в ближайшие десять лет. Сейчас Казахстан с оптимизмом смотрит в будущее и предпринимает все усилия для реализации составной части этой стратегии – повышения уровня эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики.

"Мы инициировали и будем проводить и дальше открытую политику использования природных ресурсов, обеспечения прозрачных и стабильных условий сотрудничества с транснациональными компаниями и нашими главными региональными соседями", — подчеркнул глава государства. В Послании отмечено, что внимание будет сосредоточено на диверсификации и обеспечении устойчивых каналов поставок энергоресурсов Республики Казахстан на мировые рынки, а также на опережающем развитии отраслей глубокой переработки, непосредственно связанных с нефтегазовым комплексом.

В Послании также выделено, что "фундаментом процветающего и динамично развивающегося общества может быть только современная, конкурентоспособная и открытая рыночная экономика, не ограниченная рамками сырьевого сектора, это экономика, основанная на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества. Усилия руководства страны будут направлены на последовательное создание и укрепление "правового государства, основанного на гибкой и сбалансированной системе политических сдержек и противовесов".

Важнейшими событиями года в стране стали ввод в эксплуатацию нефтепровода Атасу — Алашанькоу и завершение реконструкции Атырауского нефтеперерабатывающего завода. После реконструкции Атырауский нефтеперерабатывающий завод сможет выпускать нефтепродукты по европейским стандартам на уровне ЕВРО-3 – по бензину, ЕВРО-4 – по дизельному топливу; перерабатывать до 1 млн тонн светлой нефти и увеличить производство светлых нефтепродуктов на 35 %, а глубину переработки – с 57 до 82 %. Глубокая переработка углеводородного сырья будет способствовать созданию экспортноориентированных продуктов переработки нефти, соответствующих международным стандартам качества и требованиям экологии.

В нефтегазовой отрасли принимаются все меры по обеспечению запланированных объемов добычи, реализации нефти и производства нефтепродуктов. Продолжится реализация второго этапа Программы развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003–2010 гг.2, будут разработаны меры по консервации и ликвидации нефтяных и самоизливающихся гидрогеологических скважин. В недропользовании будет расширено проведение государственного геологического изучения недр и геолого-разведочных работ, обеспечивающих опережающее развитие ресурсной базы, усилен контроль за полнотой извлечения полезных ископаемых и охраной недр, подготовкой запасов к эксплуатации, выполнением обязательств недропользователей, внедрением новых технологий.

Конечно, важнейшей задачей 2006 г. для нас остаются реализация Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря3 и осуществление плана мероприятий ее второго этапа на период 2006–2010 гг.

Нефтяные кладовые континентального шельфа на севере Каспийского моря многие годы привлекали внимание геологов и геофизиков. Однако долгое время активность исследователей ограничивалась существующими запретами проведения морских операций в экологически чувствительной зоне Северного Каспия.

Сегодня Каспийский регион – место пересечения крупных нефтегазовых потоков, требующий соответствующего уровня развития правовой базы, производственной, транспортной, экологической и социальной инфраструктур.

Государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря базируется на принципах международного взаимовыгодного сотрудничества и соблюдения интересов Республики Казахстан, снижения рисков при заключении контрактов на недропользование, соблюдения международных стандартов и обеспечения экологической безопасности Каспийского региона. Казахстан приступил к активной реализации данной Государственной программы. Сегодня уже можно говорить о конкретных результатах. Завершен первый этап выполнения данной Государственной программы (2003–2005 гг.) – создание условий комплексного освоения казахстанского сектора Каспийского моря, и начат второй этап (2006–2010 гг.) – ускоренное освоение казахстанского сектора Каспийского моря.

В обозримом будущем экономика Казахстана еще сохранит зависимость от работы топливно-энергетического и добывающего секторов экономики. Инвестиции в нефтяной сектор и развитие отрасли занимают центральное место в казахстанской экономике, в прошлом году в этот сектор было направлено около $10 млрд, в том числе 83 % – в добычу и 17 % – в разведку.

Благодаря доходам от нефти и газа экономическая ситуация в Казахстане продолжает складываться достаточно благополучно. В то же время мы должны повысить уровень эффективности и экономической отдачи топливно-энергетического и добывающего секторов экономики, использовать эти сектора для опережающего развития отраслей с высокой добавленной стоимостью, непосредственно связанных с добывающими отраслями. Ускоренное развитие нефтегазовой промышленности должно стать локомотивом социально-экономического развития Казахстана. Нефтяные проекты должны также предоставлять работу для местных кадров и обеспечивать местную промышленность рынком, поощряя к дальнейшему росту. Причем Казахстан, поставивший и достигающий больших целей, может определять благополучие и процветание всего региона. Это обеспечит дальнейшую модернизацию и диверсификацию экономики Казахстана как фундамент устойчивого экономического роста.

Экономические взаимоотношения Республики Казахстан с мировым сообществом из года в год укрепляются и расширяются, что дает повод и далее с оптимизмом смотреть в будущее.

В сфере топливно-энергетического комплекса крупнейшие государства мира — США, Россия и Китай признали Казахстан стратегическим партнером. Углубление и развитие отношений с данными странами – одно из важнейших направлений внешней политики Казахстана. Мы заинтересованы в продолжении и укреплении сотрудничества, осуществляемого на двустороннем и многостороннем уровнях в рамках таких региональных организаций, как Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Дальнейшему развитию межгосударственного сотрудничества в нефтегазовой сфере будут способствовать совершенствование договорно-правовой базы и активизация совместной работы на крупных месторождениях углеводородного сырья.

Мы стремимся также к проведению согласованной политики в сфере транспортировки нефти и газа, сближению методологических принципов формирования тарифов на транзит нефтегазовых ресурсов.

В Казахстане расширяют свою деятельность зарубежные нефтяные компании, хорошо известные в мире. В их числе российская нефтяная компания ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ", начавшая свою деятельность в Республике еще в 1995 г. Компания ежегодно наращивает работу в месторождениях углеводородного сырья, в том числе по совместным проектам, участвует в четырех геолого-разведочных проектах на континентальном шельфе Каспия, семи проектах по добыче на суше и в Каспийском трубопроводном консорциуме. В настоящее время ОАО "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" добывает в Республике Казахстан до 6 млн т нефти в год, к 2010 г. намерена добывать до 8 млн т в год. Объем капиталовложений данной компании в экономику Казахстана превысил 4 млрд долларов США.

В Казахстане зарубежные компании в основном активно работают в нефтегазовой отрасли, но мы хотели бы видеть предприятия крупного, среднего и малого бизнеса с мировым опытом в сфере обслуживания и в других обрабатывающих отраслях экономики. Объединение усилий мировых транснациональных инжиниринговых и специализированных обслуживающих компаний способствовало бы быстрому экономическому росту в Казахстане. Стоит задача — за счет стратегической отрасли, каковым является нефтегазовый сектор, поднять экономику в целом и другие отрасли в частности. Необходимое финансирование для модернизации страны должны приносить не только доходы от нефтяного экспорта и налоги.

Согласно Конституции Республики Казахстан недра находятся в государственной собственности, и мы не должны допускать возможности превращения их в предмет спекуляции.

Правительство Республики Казахстан устанавливает самые жесткие требования по экологической безопасности и минимальному воздействию на окружающую среду. С целью предупреждения экологических бедствий Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разработаны нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области предупреждения нефтяных разливов на море и внутренних водоемах.

Мы проводим постоянную, целенаправленную работу по совершенствованию законодательных актов в части недропользования и проведения нефтяных операций. В Закон Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" включена норма о приоритетном праве Казахстана на приобретение долей участия в контрактах и в соглашениях о разделе продукции при их реализации для обеспечения экономической безопасности страны в условиях явной активизации сделок по продаже активов в области недропользования.

Приняты Закон Республики Казахстан "О соглашениях о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море", Закон Республики Казахстан "О внесении изменений в Налоговый кодекс", которым предусмотрено снижение налоговой нагрузки по соглашениям о разделе продукции. Проводимая политика по совершенствованию законодательства направлена на создание определенной гибкости налоговой системы при соблюдении баланса интересов сторон.

Для обеспечения защиты экономических интересов Республики Казахстан при совершении сделок в отношении права недропользования, включая сделки в отношении прав собственности в юридическом лице — обладателе права недропользования, в Закон Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" введено новое понятие "концентрация прав".

Концентрация прав может иметь место как в рамках контракта, так и в части концентрации прав на проведение операций у одного лица или у группы лиц из одной стороны. В Законе Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" установлена процедура выдачи разрешений на передачу права недропользования, которая наделяет компетентный орган (Минэнерго) правом отказа в выдаче разрешения при передаче права недропользования, если такая передача повлечет ущерб интересам национальной безопасности страны.

Таким образом, эти законопроекты будут способствовать защите интересов национальной безопасности в сфере недропользования, упорядочению функций государственных органов в сфере недропользования и ускорению перехода организаций-недропользователей на полную утилизацию газа без ущерба экономике страны в интересах всех участников данных правоотношений.

Учитывая поступательное развитие страны, мы и дальше будем совершенствовать законодательство о нефти, о недрах и недропользовании.

В Казахстане недропользование осуществляется на контрактной основе. Законы Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" и "О нефти" устанавливают общие правила проведения операций по недропользованию, задачи и принципы законодательства, компетенцию исполнительных органов, порядок предоставления права недропользования и заключения контрактов, положения по охране недр и окружающей природной среды, условия безопасности населения и персонала, права и обязанности недропользователя.

В соответствии с Законом Республики Казахстан "О недрах и недропользовании" Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан является компетентным органом по заключению и исполнению контрактов на недропользование, готовит и организует конкурсы по предоставлению права недропользования на проведение разведки, добычи и совмещенной разведки и добычи.

Определение победителей конкурса, а также заключение компетентным органом контрактов на недропользование осуществляются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства. Победитель конкурса определяется на основе совокупности основных критериев, учитываются прежде всего срок начала и интенсивности проведения разведки, добычи, коэффициент извлечения полезных ископаемых, размеры платежей в бюджет и инвестиций. При подведении итогов конкурса приоритет отдается компаниям, которые смогут привнести современные технологии, имеют лучшие предложения по привлечению казахстанских кадров, товаров и услуг казахстанского происхождения, по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, сооружению инфраструктурных и иных объектов.

В прошлом году Министерством заключено 20 контрактов на проведение операций на разведку и (или) добычу углеводородного сырья. В соответствии с программой освоения КСКМ подписаны два соглашения о разделе продукции: с компанией "Оман Ойл Компани Лимитед" по месторождению "Жемчужина" и с ЗАО "НК "КазМунайГаз" и ОАО "НК "Роснефть" по структуре Курмангазы. Продолжается работа над проектом контракта на проведение разведки углеводородного сырья на участке "Жамбыл" и соглашением о разделе продукции по участку "Н".

В то же время следует отметить, что ни в один контракт не были внесены изменения без согласия сторон. К ранее заключенным контрактам до окончания срока их действия будет применяться законодательство, действовавшее в момент заключения контракта. Изменения и дополнения законодательства, ухудшающие положение недропользователя, не применяются к контрактам, выданным и заключенным до принятия таких изменений и дополнений.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан приступило к внедрению Единой государственной системы мониторинга, одного из этапов создания системы управления недропользованием страны (ЕГСМ НП). Внедряемая система ЕГСУ НП даст возможность контролировать все операции в сфере недропользования, начиная от конкурсных процедур и заканчивая мониторингом выполнения недропользователями лицензионно-контрактных обязательств, обеспечит прозрачность добывающей промышленности, повысит ее вклад в решение задач социально-экономического и индустриально-инновационного развития Казахстана.

Данный номер журнала выходит накануне крупной международной выставки "КИОЖЕ-2006" в городе Алматы, которая проводится уже 14-й раз. Высокий уровень организации и авторитет выставки привлекают все больше внимания участников и гостей, собирают производителей мирового уровня, подтверждая возрастающий интерес к Казахстану как к равноправному партнеру мирового сообщества. Выражаю общую надежду, что выставка внесет достойный вклад в развитие интеграционных процессов между Республикой Казахстан и мировым сообществом, послужит дальнейшему расширению сотрудничества и делового партнерства.

В связи с этим, приглашая к сотрудничеству, хотелось бы довести до сведения участников и гостей выставки, что в Казахстане каждое месторождение, крупное или мелкое, — это потенциальная база развития предпринимательства: от сферы бытовых услуг и до самого современного программного обеспечения. При участии в решении этих вопросов наша страна — надежный стратегический партнер в долгосрочной перспективе.

Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан будет всячески содействовать укреплению контактов отечественного бизнеса с зарубежными партнерами, поиску возможностей расширения экспорта, развитию инвестиционной интеграции. От имени Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан разрешите приветствовать всех участников и гостей выставки, являющейся одним из значимых событий в нефтегазовой сфере Казахстана, пожелать всем новых успехов, установления взаимовыгодных связей и процветания.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что Республика Казахстан готова к диалогу и сотрудничеству, в дальнейшем будет прилагать все усилия по обеспечению необходимых условий для привлечения инвестиций в нефтегазовую отрасль страны и выполнению принятых обязательств по международному и национальному праву.

_____________________________
1 Журнал "Petroleum". 2002. Оctober. № 5.
2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 г. № 1449.
3 Указ Президента Республики Казахстан от 16 мая 2003 г. № 1095 и постанов-
ление Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2003 г. № 843.

 

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene