На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

В.Школьник, министр энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан Ж.С.Елюбаев, генеральный менеджер договорно-правового отдела СП "Тенгизшевройл", президент Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли Елена Новикова, д.ю.н., ведущий научный сотрудник, Институт государства и права РАН Тенелов Д.А., старший юрист адвокатской конторы "Саят Жолши и Парнеры"






8 декабря 2004 года Президентом Республики Казахстан были подписаны законы Республики Казахстан (РК) № 22-III 3РК "О третейских судах" и № 23-III 3РК "О международном коммерческом арбитраже" (далее - Законы). Законы официально опубликованы в газете "Казахстанская правда" 7 января 2005 года и вводятся в действие по истечение десяти календарных дней со дня опубликования.

Законы направлены на восполнение пробелов законодательства в отноше- нии деятельности арбитражных и третейских судов, имевших место после отмены с 1 июля 1999 года Закона РК "Об арбитражном суде Республики Казахстан".

Хотя в Гражданском процессуальном кодексе присутствовала норма о возможности передачи спора на рассмотрение третейского суда, фактически на практике отсутствовала система принудительного исполнения решений третейских судов и арбитража, не был определен порядок их деятельности и взаимодействия с судами общей юрисдикции.

Законами введены понятия третейского суда и арбитража, которые включают в себя как постоянно действующие суды и арбитражи, так и специально образованные сторонами для решения конкретного спора.

Принципиальным различием в деятельности третейского суда и арбитража (международного коммерческого арбитража) является то, что арбитраж рассматривает только те споры, в которых хотя бы одна из сторон является нерезидентом Республики Казахстан.

Спор, возникший из гражданско-правовых отношений, может быть передан на рассмотрение третейского суда либо арбитража только при наличии третейского либо арбитражного соглашения между сторонами, заключенного в письменной форме; такое соглашение может быть заключено по спорам, находящимся на рассмотрении судов общей юрисдикции в любое время до принятия ими решения.

Не допускается передача в третейский суд споров, по которым затрагиваются интересы государства, а также некоторых других споров. Однако в отношении споров, рассматриваемых арбитражем, таких ограничений нет.

Стороны вправе определить число третейских судей и арбитров, которое должно быть нечетным. Но по общему правилу назначаются три третейских судьи или арбитра.

Законы устанавливают ряд требований к назначаемому третейскому судье либо арбитру, при этом требования, предъявляемые к единоличному третейскому судье или арбитру более жесткие, нежели требования в отношении коллегиального состава третейского суда или арбитража. Названы также ограничения в отношении лиц, не имеющих право быть избранными третейскими судьями или арбитрами, и основания для отвода, замены и прекращения полномочий третейских судей и арбитров.

В целом Законами предусмотрен стандартный порядок рассмотрения спора.

Важно отметить, что Законами предусмотрена возможность самостоятельного решения третейскими судами и арбитражем вопроса о наличии или отсутствии у последних полномочий рассматривать переданный на разрешение спор, в том числе и в случае наличия возражений одной из сторон спора против третейского или арбитражного разбирательства по причине недействительности третейского либо арбитражного соглашения.

При рассмотрении дела стороны могут обратиться в компетентный суд (суд первой инстанции) с заявлением о принятии обеспечительных мер, а в арбитражном разбирательстве - также с просьбой о содействии в получении доказательств.

Вынесенное по спору решение третейского суда либо арбитража может быть отменено компетентным судом по ходатайству одной из сторон в случаях, определенных Законами. Необходимо учесть, что законом ограничены сроки заявления указанного ходатайства.

Допускается также обжалование решения третейского суда или арбитража в установленных Законом случаях в компетентный суд, в том числе по причине процедурных нарушений, а также если решение третейского суда противоречит принципу законности и публичному порядку РК. То есть на этом основании формально компетентный суд может проверить содержание решения третейского суда по существу.

Важным положением является прямо зафиксированная наконец-то в законодательстве норма о возможности принудительного исполнении решения третейского суда и арбитража, которое осуществляется по правилам исполнительного производства на основе выданного компетентным судом исполнительного листа.

При этом арбитражное решение, вынесенное в иностранном государстве, признается компетентным судом и приводится в исполнение на началах взаимности.

Принятыми Законами предусмотрен перечень оснований для отказа в признании или приведении в исполнение решения третейского суда и арбитража, в числе которых и несоблюдение принципа законности.

_________________________
* Материал подготовлен юридической фирмой Aequitas (Казахстан)

 

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene