На главную страницуНаписать письмоКарта сайта

Юрий Григорьвич Басин, д.ю.н., профессор, заслуженный деятель науки КазССР Кокин Виталий Николаевич, Действительный член Международной академии минеральных ресурсов, представитель компании Норск Гидро по связям с правительством и промышленностью, к.ю.н. Николай Исааков, начальник юридического управления "ЛУКОЙЛ ОВЕРСИЗ" Ольга Ченцова, к.ю.н., управляющий партнер, юридическая фирма "Aequitas"







С принятием концепции электронного правительства государство готовится к новой для себя роли в социально-экономической жизни общества — обслуживающей, сервисной структуры. Совсем скоро нам обещают электронное дистанционное образование, электронное здравоохранение, электронный бизнес, электронное налоговое администрирование... О том, как продвигается этот проект в налоговой сфере, беседа нашего корреспондента с председателем Налогового комитета Министерства финансов Марленом Искаковым.


— Марлен Нурахметович, сложнее или проще стало работать в Налоговом комитете с внедрением информационных техно- логий?

— Требования к налоговым органам стали несколько шире, чем раньше. В прежней идеологии налоговика считали только "государственным контро- лером", следящим за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов. А сейчас налоговая служба все больше становится сервисной, в число задач которой входит помощь налогоплательщикам в своевременном и в соответствующем законодательству внесении платежей в бюджет.

Мы уже прошли через понимание того, что информационные технологии должны стать необходимым рабочим инструментом налоговых инспекторов. У нас третий год действуют рабочие комиссии по внедрению информа- ционных систем, именно здесь обсуждаются и решаются все стратегические и методологические вопросы ИТ-налогового администрирования. Основные ИТ-приоритеты – предоставление необходимых информационных и сервис- ных услуг налогоплательщикам и налоговым инспекторам. Иными словами, информационные технологии должны дать возможность участникам процесса осознать все преимущества, которые они получают от пользования информационными ресурсами.

— И в чем же они заключаются?

— Во-первых, поскольку предприятие освобождается от предоставления отчетности на бумаге, оно экономит время на поездках в Налоговый комитет. Во-вторых, отчетность по электронной почте можно отправить в любой день, в том числе в выходной и праздничный, в любое время, вплоть до 24 часов. В-третьих, программное обеспечение, с помощью которого формируется электронная налоговая отчетность, позволяет автоматически проверить, не содержатся ли в отчетных данных арифметические и логические ошибки. Тем самым налогоплательщик получает возможность исправить их еще до отправки отчетности.

Отмечу и еще одно важное преимущество: повышается скорость обработки информации и практически исключаются технические ошибки, поскольку полученные от налогоплательщиков данные автоматически разносятся по их лицевым счетам. Кроме того, налогоплательщик поддерживает и "обратную связь" с налоговым органом. Он может в любой момент получить информацию о состоянии своего лицевого счета, о приеме и обработке налоговой отчетности. К концу этого года планируется к сдаче в эксплуатацию web-режим расчета пени. В 2005 году мы предполагаем также предоставить "электронным" налогоплательщикам услугу по доступу к информации об их объектах налогообложения.

— Каким же образом работает новая электронная система?

— После того как налогоплательщик получит дискету с электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и установит на своем компьютере программное обеспечение Налогового комитета, он может в любой момент отправить налоговую отчетность, проверить хронологию своих расчетов с бюджетом, сальдо по каждому коду бюджетной классификации. Он может открыть лицевой счет по каждому налогу и скопировать имеющиеся данные на свой компьютер. Кроме того, система формирует карточки расчета пени по каждому налогу. Иными словами, налогоплательщик владеет "зеркалом" информации, которой располагает налоговый орган. Более того, у него есть возможность в электронном виде увидеть представленную им декларацию и удостовериться, правильно ли, например, система зафиксировала дату ее сдачи и сумму начисления на лицевом счете.

Причем все программное обеспечение Налогового комитета для налогопла- тельщиков бесплатное. Также с помощью сайтов комитета можно подпи- саться на новостные анонсы всех разделов web-портала, в том числе об обновлении программного обеспечения, о состоянии серверов приема и обработки налоговой отчетности. Мы также планируем со следующего года рассылать "электронным" налогоплательщикам данные об изменении бюджетных счетов, инструктивные письма и другие информационные материалы. Кроме того, в Налоговом комитете работает специализированная служба поддержки "электронных" налогоплательщиков, которая ответит на любой вопрос по работе с любым программным обеспечением.

Сегодня налоговую отчетность в электронном виде в комитет предоставляют 102 тысячи налогоплательщиков. Поэтому необходимо расширять пропускную способность каналов связи, что заложено в бюджете 2005 года, а также увеличивать мощности серверного оборудования систем приема и обработки налоговой отчетности, что запланировано на конец текущего года.

— Сказались ли эти перемены в отношениях с налогоплатель- щиками на их дисциплинированности?

— Пока могу сказать, что налогоплательщики стали грамотнее. Однако есть и "умельцы", которые не устают придумывать новые схемы для уклонения от налогообложения. К примеру, выявлены случаи, когда предприятия, ликвидированные в прошлом году, по данным информационной системы ИС НДС, продолжали и нынче выписывать счета-фактуры. Одно из них выписало таких счетов на сумму НДС до 61 миллиона тенге. Установлены также случаи, когда налогоплательщики представляют налоговую отчетность с нулевыми результатами, но выписывают счета-фактуры.

— Успевает ли законодательство делать ответные шаги и из- менится ли в этой связи роль налогового администрирования?

— Часто менять законодательство — не выход. Мы уже работали в таких условиях — ничего, кроме неразберихи, такое "совершенствование" законов не приносит. Законодательство должно быть стабильным, а вот практика его применения должна постоянно совершенствоваться.

Теперь о налоговом администрировании. По мере улучшения в нашей стране экономического климата, когда сокращается число налогов, снижается налоговая нагрузка, изменяются к лучшему правила налогообложения – вопросы налогового администрирования и налогового контроля выходят на первый план. Снижая налоги, государство вправе требовать их уплаты. Без этого на рынке не будет равных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное конкурентное преимущество перед честным налогоплательщиком. Иными словами, снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться адекватным усилением контроля. Наведение порядка в этой сфере является не столько даже фискальной задачей государства, сколько важным элементом создания здоровой экономической среды и привлека- тельного инвестиционного климата. Об этом, кстати, все чаще говорят и сами предприниматели.

— Как поется в известной песне, "мне сверху видно все, ты так и знай"... А могут ли налогоплательщики быть уверенными в безопасности переданных в налоговый орган данных?

— При разработке технологии передачи данных мы уделили этому моменту самое пристальное внимание. По открытым каналам связи информация передается в зашифрованном виде и защищается от подделки электронно-цифровой подписью. Шифрование информации происходит непосредст- венно перед передачей информационного сообщения в систему гаранти- рованной доставки сообщений и расшифровывается только на стороне получателя, то есть на центральном сервере Налогового комитета. Расшифровать сообщение может только непосредственный получатель, обладающий секретным ключом. Для шифрования использованы специальные алгоритмы криптографической обработки, удовлетворяющие всем требованиям госстандартов. Это гарантирует, что информация не может быть расшифрована как минимум в течение 20 лет даже с учетом перспективы развития систем дешифрования.

— До недавних пор перед налоговиками ставилась одна задача — собрать в бюджет как можно больше налогов. Теперь, судя по всему, Налоговый комитет акцентирует внимание на работе с налогоплательщиками. Не потеряет ли от этого казна, Марлен Нурахметович?

— За те годы, что существует налоговая система, собирать налоги и кон- тролировать налогоплательщиков мы уже научились. Времена угроз, предупреждений и напоминаний о необходимости платить налоги уже прошли. Теперь наша служба должна приучать налогоплательщиков к налоговому порядку. Уплата налогов должна стать нормой жизни, добровольной обязанностью, обыкновенной привычкой законопослушного гражданина, живущего в цивилизованной стране.

Бюджету это воздастся сторицей. Большинство налогоплательщиков готовы платить законно установленные налоги. Мы уверены, что правильная организация работы с налогоплательщиками, их своевременная инфор- мированность обеспечат дополнительное наполнение бюджета.

 

_________________
* Источник: сайт газеты "Известия Казахстан" (http://www.izvestia.kz/), 15 де- кабря 2004. Корреспондент - Надежда ШАШКОВА.

.PDF-версия

 

 

 

Новости www.lawtek.ru

[an error occurred while processing the directive] [an error occurred while processing the directive]

Адрес редакции: 115054 Москва, ул.Зацепа, 23, офис 11
Тел.: +7 (495) 235-25-49, 235-47-88 | e-mail: info@oilgaslaw.ru

© ООО "Нефть, Газ и Право", 2004
© Design by E.Vaitkiene